Собственно, даже не один, а целая «связка», поскольку имя человека – это «предмет», обладающий множеством граней. У имени есть своя история, есть национальная и социальная принадлежность. Имя задает определенный звукоряд и цветовую гамму. Ко всему прочему есть возможность определить характер по имени его носителя, более того вы сами можете заложить определенные черты характера в вашего ребенка полагаясь на варианты того как его могут звать. Наконец, между именем и его носителем всегда существуют «взаимоотношения». Как правило, человеку нравится его имя, но и случаи категорического неприятия – не редкость.
И каждая из перечисленных характеристик имени может быть использована как рычаг воздействия на человека, который его носит. Простейшие приемы такого воздействия известны каждому ребенку. Скажем, «дразнилка», то есть – коверканье имени «оппонента» для выведения его из состояния равновесия, была и остается излюбленным «оружием» детских словесных баталий. Однако и взрослые часто намеренно используют нелюбимую ребенком форму его имени, когда хотят показать, что они им недовольны.
Но можно ведь и наоборот. В конце концов, цель любого воспитательного процесса состоит в том, чтобы создать гармонию в душе ребенка, сделать его счастливым. И именем гораздо проще и эффективней пользоваться в качестве «пряника», а не «кнута».
Матери делают это бессознательно. Они изобретают десятки «модификаций» имени своего чада для обращения к нему, инстинктивно ощущая, что именно так можно дать ребенку почувствовать себя любимым. Так почему же не пойти дальше и не попытаться создать условия, в которых у него не останется сомнений, что его родителям удалось выбрать имя своему ребенку правильно?
Найдите стихи и песни, фонетика которых совпадает с сочетанием звуков имени малыша, и он полюбит музыку и поэзию. Оденьте ребенка в цвета его имени, и он перестанет капризничать в процессе одевания. Узнайте, какие склонности определены числовыми значениями букв имени, и Вам не придется сетовать на то, что он забросил дорогой конструктор и целыми днями переставляет фишки по картонке «копеечной» настольной игры. Дайте ему повод гордиться своим именем, рассказав о его значении и истории, и Вы удивитесь тому, как изменится его самооценка.
Если Вы сами выбираете имя, то можете заранее «вычислить» соответствие его основных характеристик предполагаемому методу воспитания. Но что делать, если Вам необходимо установить контакт с ребенком, чье имя (а значит – и определяемые им качества) Вы вынуждены принять как данность? (У воспитателей и учителей таких «необходимостей» – 20-30 в год.) Ответ: то же самое. Не поленитесь потратить пару вечеров на нужные выкладки, и процесс воспитания уже не будет для Вас лабиринтом с сотней тупиков.
Кто знает, может быть это и есть одна из тайн великих педагогов прошлого.